Безвизовый режим между Россией и ЕС? Да, но не сейчас
Набирает обороты политическое движение за отмену визового режима между Россией и Европейским союзом. В пользу отмены высказываются крупные европейские страны и Европарламент, с энтузиазмом поддерживает проект и руководство российского государства. Недавно, выступая в Красноярске, премьер-министр России Владимир Путин сказал, что большинство стран ЕС за отмену виз, а те, которые против, имеют «политические» мотивы.
Интересный выбор слова: «политические». Можно же сказать и так, что те страны, которые за отмену виз, тоже делают свой выбор по «политическим» мотивам. В их случае хорошие отношения с Россией просто ставятся выше, чем другие приоритеты.
Впрочем, оставим риторику: на самом деле проблем две. Первая — справедливость. Разве можно давать России лучшие (видимо, даже несравненно лучшие) условия, чем странам, участвующим в программе «восточного партнёрства», то есть, например, Украине, Грузии и Молдавии? Евросоюз неоднократно выступал с критикой проводимой Россией политики «паспортизации» населения Абхазии и Южной Осетии — двух отколовшихся от Грузии регионов, с которыми Москва очень сильно укрепила свои связи путём щедрой раздачи российских паспортов населению. Если облегчение визового режима упростит доступ в Евросоюз таким гражданам России, то это будет вопиющая несправедливость. К тому же это снизит привлекательность (а значит, и суверенитет) стран, которым мы сами хотим помочь.
Второе — вопрос правопорядка. Для отмены виз Россия должна как минимум выдать своим гражданам биометрические паспорта, принять международные конвенции о репатриации нелегальных иммигрантов и быть честными с приезжающими в страну гражданами Евросоюза, в частности, отменить злополучный режим регистрации.
Есть и ещё более общий вопрос — разделяют ли российские власти европейские ценности в вопросах гражданских свобод и прав человека, хотя бы немного?
Тут легко запутаться в собственных соображениях. Безвизовое перемещение — это совсем не то, что беспаспортное перемещение. Никто (во всяком случае, пока) не заикается о том, чтобы принять Россию в Шенгенскую зону. У россиян на границе всё равно будут проверять паспорта. Известных злоумышленников, в частности, виновников в смерти адвоката Сергея Магнитского в тюрьме, всё равно можно будет вносить в чёрные списки.
Существующая сейчас система работает довольно скверно. Многие приличные люди не хотят ехать из-за грубости и дороговизны, с которыми приходится сталкиваться, получая визу. Бандитам, шпионам и прочему сброду система не мешает никак. Кроме того, для тех, кто знает, как обращаться с этой системой, открывается масса возможностей к осуществлению коррупционных схем. Создаётся впечатление, что «крепость Европа» больше заинтересована в том, чтобы никого к себе не пускать, чем в поддерживании приличных отношений с соседями. К тому же эта система оправдывает собой дурное поведение российских бюрократов, ответственных за выдачу виз. А отмена визового режима позволит высвободить время и деньги для решения других задач.
Кроме того, отмена виз поможет разоблачить полную произвола и паранойи политику Кремля. Интересно посмотреть, что будет, когда критически настроенные по отношению к Кремлю граждане стран Запада, которым годами отказывали в визе, появятся на границе. Что, если их не пустят в страну?
Идеально было бы начать с Калининградской области. Организационные вопросы, связанные с выдачей настоящих биометрических паспортов жителям миллионного (или около того) региона, вполне решаемы. Канцлер Германии Ангела Меркель во время своего недавнего визита в Литву высказалась в поддержку этой идеи (хотя и добавила, что до этого ещё «далеко»). Польша горячо выступает «за», хотя предлагает более широкий подход. Кроме того, предоставление Калининградской области особых условий подчеркнёт необходимость интеграции самого западного региона России с его европейскими соседями. Уже поэтому есть вероятность, что сами российские власти начнут тянуть резину. В конце концов, визы ведь, как и всё остальное, — тоже «политический» вопрос.